Географ

Рыбкина Ирина Дмитриевна

кандидат географических наук, доцент ВАК (высшая аттестационная комиссия) по специальности «Геоэкология», учёный секретарь диссертационного совета при ИВЭП СО РАН.

И.о. заведующего лабораторией водных ресурсов и водопользования Института водных и экологических проблем Сибирского отделения Российской академии наук (ИВЭП СО РАН)

Почему Вы выбрали именно эту профессию?

С детства было желание узнавать что-то новое, постигать неизведанное. Учеба всегда давалась легко и в школе, и в университете. Приходилось даже совмещать учебу на двух факультетах (географическом и экономическом). Но работать в серьезном научном учреждении не собиралась, больше ориентировалась на практику, преподавание географии и экологии в школе, техникуме, ВУЗе. Считаю, что мне просто повезло, были очень хорошие учителя, которые смогли по крупице открыть и донести то, что кажется на первый взгляд очень сложным и непостижимым. Спасибо учителям!

Расскажите, как начинался Ваш профессиональный путь? Были ли у Вас какие-нибудь сложности?

После школы поступила на экономический факультет АлтГУ, но почти сразу поняла – не моё. Досрочно сдала сессию и перевелась на географический.Когда уже переводилась, прочитала статью Виктора Семёновича Ревякина в газете «За науку» Алтайского госуниверситета о том, что на географическом факультете готовят специалистов двух направлений – физико-географов и эконом-географов. Решила, как раз то, что надо.Сложности? Да, сложности были. Необходимо было сдать две сессии на экономическом факультете досрочно за первый курс и ещё разницу тех предметов, которые не проходили на экономфаке (шесть дисциплин). Но это меня не пугало в тот момент. Работать в профессии начала в трудные 90-е годы. Всё было, и зарплату не платили, и работали по сокращённому графику, три дня в неделю.

Что Вам нравится и что не нравится в Вашей работе? Что приносит наибольшее удовлетворение?

Работая научным сотрудником, всегда нужно помнить, что на тебя ориентируются другие, твое мнение учитывается людьми при принятии важных и ответственных решений, например, при формировании программных документов развития региона. Это накладывает отпечаток повышенной ответственности за принимаемое решение. Психологически очень сложный момент в работе.Но это лишь одна сторона медали. Другая - поскольку от тебя требуется чуточку больше знаний, чем от окружающих, тебе необходимо выстроить свою систему их сбора, обработки и анализа, наконец, синтеза знаний. Совершать путешествия, накапливать информацию, смотреть на привычные вещи под другим, непривычным и новым углом зрения. Это и приносит самое большое удовлетворение в работе: всегда есть элемент новизны.

Какими личными качествами и профессиональными навыками должен обладать профессионал в этой сфере?

Сегодня профессионал в науке– это не столько учёный-энциклопедист, который совершает по-настоящему великие открытия. Тем более что все энциклопедии есть в электронном варианте. Скорее, это человек своего времени с большим багажом знаний, способный грамотно работать в той области знания, которую он представляет, выступать экспертом по данным вопросам. Должен обладать терпением, неугасающим интересом к своей предметной области, хорошей памятью, обязательно умением организовать своё рабочее и личное время, большой внимательностью и способностью подмечать то, на что другие не обращают внимания.

Как не ошибиться в выборе профессии?

Сложный вопрос, каждому – своё. Например, я не могу заниматься неинтересным, нелюбимым делом. У кого-то есть музыкальные способности и голос, у кого-то – математический склад ума. Конечно, всё можно развивать, и есть методики, которые помогут это делать. И только желание трудиться в выбранной профессии нельзя заменить ничем. Выбирайте ту профессию, которая по душе! И не бойтесь действовать, задавать вопросы и брать уроки у старшего поколения.

Что вы посоветуете людям, которые собираются выбрать Вашу профессию?

Не бояться и пробовать, ошибаться и идти дальше по выбранному пути. Только тот, кто не сдался, найдет то, что искал!