Системный администратор

Описание профессии

Системный администратор, или сисадмин (от англ. system administrator), - это сотрудник, отвечающий за работоспособность и техническое обслуживание парка компьютеров, находящихся в организации.

Ни один современный офис (да и любые высокотехнологичные производства) немыслим без множества компьютеров. Как правило, у каждого сотрудника таких учреждений имеется индивидуальное компьютеризированное рабочее место, компьютеры объединены в локальную сеть внутри организации и имеют выход в Интернет.

Кроме собственно компьютеров, организации располагают множеством принтеров, сканеров, факсов и другой оргтехники, которая тоже чаще всего функционирует не автономно, а подключена к локальной сети.

Задача системных администраторов - обслуживать все это обширное хозяйство, исправлять возникающие в процессе работы компьютеров сбои, устанавливать и отлаживать программное обеспечение, налаживать и подключать к локальной сети вновь закупленное оборудование. Кроме того, они дают пользователям - сотрудникам организации - консультации по вопросам использования в работе тех или иных программ или технических устройств. Именно к ним обращаются за помощью сотрудники, когда на их компьютерах возникают какие-либо сбои или когда они просто не в состоянии разобраться с тем, как использовать ту или иную программу или техническое устройство (например, компьютер «не грузится», пропал выход в Интернет или не удается распечатать документ).

Часто в обязанности системных администраторов входит также обеспечение безопасности сетей, защита информации от компьютерных вирусов и атак хакеров (в организациях, где к безопасности предъявляются повышенные требования, например в банках, для этой цели приглашаются специальные сотрудники - администраторы по защите информации).

Компетенции

Обязательно наличие высшего технического образования, желательно в области компьютерных систем, информационных технологий или прикладной информатики. Сисадмин должен обладать хорошим знанием программного обеспечения и сетевого оборудования для малых и средний сетей. Разбираться в различных конфигурациях компьютера, операционных системах и сетевых стандартах. Уметь надежно обеспечить информационную безопасность компьютерной сети. Знать технический английский, так как на нем написана большая часть документации.

Системный администратор должен знать принципы устройства и функционирования отдельных компьютеров и их сетей, разбираться в программах, уметь решать технические проблемы, возникающие при эксплуатации оргтехники. У таких сотрудников имеется несколько более узких специализаций: компьютерный администратор, сетевой администратор, веб-мастер, администратор голосовой почты, администратор баз данных (DBA), администратор почтовых систем, системный программист мэйнфреймов, администратор домашних сетей, администратор «1С» и других программ, администратор телефонной и сотовой связи.

Необходимые личные качества

Системному администратору потребуются аналитические способности, умение концентрировать и быстро переключать внимание, выявлять причинно-следственные связи. Кроме того, ему нужно быть коммуникабельным, а также тактичным и терпеливым, поскольку работает он не только с «железками», но и с персоналом организации.

Место работы и карьера

Системный администратор - востребованная профессия, однако не каждая компания содержит такую штатную единицу. Часто практикуется приглашенный сисадмин, который раз или несколько раз в неделю приходит в организацию и занимается настройкой, наладкой, ремонтом и текущим обслуживанием.

Основной путь карьерного роста - повышение уровня квалификации, позволяющее стать программистом. Возможен и вариант, когда сотрудник, оставаясь в должности системного администратора, будет трудоустраиваться в организации, предъявляющие все более высокие требования к уровню его профессионализма, накладывающие все большую ответственность - и, соответственно, это даст возможность рассчитывать на существенный рост материального вознаграждения.

Родственные профессии

Программист, верстальщик.