Надежда Ивановна Пустовойтенко


Надежда Ивановна Пустовойтенко, начальник отдела кадров АО «Томский завод электроприводов»

Кадры решают всё. А кто решает за кадры?

Первые специалисты отдела кадров в России появились уже в советские времена, правда, их обязанности были куда менее обширными, нежели сегодня. Сейчас кадровики — это настоящие управленцы, руководящие не только поиском персонала, но и его адаптацией, обучением, повышением квалификации и многими другими задачами. Эта профессия стала очень актуальной в связи с появлением в России множества западных фирм, вместе с которыми пришло понятие корпоративной этики.

Кроме того, изменение законодательства в области труда также потребовало от учреждений самого разного уровня и масштаба наличия грамотного специалиста в этой области. Выдвижение на первое место в производстве качества труда сделало специалиста по кадрам, способного отбирать лучших претендентов на должность и оптимизировать их работу, незаменимым специалистом.

Правда, целенаправленно готовить людей по данной профессии начали совсем недавно. А до этого «в кадры», как правило, попадали случайно. Да и не мечтали дети в детстве о такой профессии наверняка. Кто-то хотел быть космонавтом, кто-то — актрисой, но никто не говорил своим родителям: вот вырасту, и пойду работать в отдел кадров!

Надежда Пустовойтенко, начальник отдела кадров АО «Томский завод электроприводов», тоже попала в эту сферу волей судьбы, так сказать.

Работа в «кадрах» — это творчество

Надежда Ивановна считает, что эта сфера решает сразу несколько важных для предприятия задач. По сути, она — двигатель всего производственного и творческого процесса.

— Я пришла на завод в 2003 году, и меня взяли на должность распределителя работ, — рассказывает женщина. — Через некоторое время я была переведена в отдел кадров — обычным специалистом.

Поскольку во время работы распределителем я успела познакомиться с рабочим коллективом и была, так сказать, «в теме» большинства кадровых вопросов. Во всяком случае, тратить время и ресурсы на моё обучение не понадобилось. Через три с небольшим года я возглавила кадровую службу завода.

Сегодня многие работодатели и соискатели жалуются на образовавшийся в нашем городе замкнутый круг в области кадрового вопроса. А именно: соискатели, особенно после 35–40 лет, отмечают, что не могут устроиться на работу. Ну не берут — и всё тут! В свою очередь, работодатели говорят, что соискателей на собеседование приходит много, но вот уровень профессионализма не соответствует запросам по зарплате. Особенно это касается вчерашних выпускников вузов и техникумов. Либо «хромает» дисциплина, что тоже создаёт определённую текучку на производстве. Ведь такую категорию работников в наше время никто держать не будет.

Надежда Ивановна эту точку зрения не разделяет.

— Терпение и внимание обязательно дадут результат, — говорит она. — И если какой-то конкретный специалист на завод нужен, отдел кадров обязательно его найдёт. Недавно мы набирали резерв операторов станков с программным управлением, поскольку на завод приходит новое оборудование. На сегодняшний день штат укомплектован, да и открытых вакансий по другим специальностям — нет. И это тоже показатель нашей работы.

Цена «кадровой» ошибки — дело

Если цена врачебной ошибки — чьё-то здоровье, а иногда — и жизнь, то кадровая ошибка обернётся неэффективной работой всего производственного организма и общего дела.

— Диапазон решаемых кадровиком задач на предприятии очень широк, но основными являются ведение кадрового учёта и делопроизводство, — продолжает Надежда Ивановна. — Сегодня представителей этой профессии называют менеджер или директор по управлению персоналом, администратор отдела кадров, HR-менеджер. Мы должны знать основы психологии и социологии, делопроизводства и управления, быть компетентным в юриспруденции, владеть современными методами оценки персонала. Кадровик не просто осуществляет работу с персоналом, он общается с живыми людьми, поэтому ему необходимо быть коммуникабельным, доброжелательным, иметь развитую интуицию. Наша профессия требует постоянного профессионального совершенствования. Специалистов и работников завода мы постоянно направляем на обучение и контролируем этот процесс. Первая «контрольная» точка, во время которой работник составляет отчёт, проходит в самом начале обучения, следующая — спустя три месяца. И ещё через полгода аналогичную «контрольную работу» в наш отдел кадров сдаёт руководитель подразделения. Обучаются смежным профессиям и получают повышение квалификации сотрудники нашего предприятия на различных профессиональных площадках томских техникумов и вузов. Мы давно и успешно сотрудничаем с ТПУ, Томским экономико-промышленным колледжем и другими учебными заведениями.

Ну а что же самое сложное в работе отдела кадров? Пожалуй, сами кадры: весёлые и «вредные», амбициозные и инертные, робкие и суперактивные, карьеристы и философы. У них круглый год кипит жизнь и что-то происходит. Они болеют, уезжают срочно к тётке в Асино, берут декретный или «за свой счёт», разводятся, женятся и, конечно, каждую весну и осень ездят на картошку.

Последняя причина отпроситься с работы, вообще, существует только в России, а в Сибири — особенно. И такая карусель событий — целый рабочий день, месяц, год. Так что самому кадровику в отпуск, на картошку, жениться или развестись, взять декретный или «за свой счёт» просто некогда!

Анна ТУРЧАКОВА, ежемесячная областная газета с информационными материалами Департамента т руда и занятости населения Томской области «Кадры решают все», № 5, 2017 г.