Учитель

Учитель истории и обществознания

Громов Андрей Владимирович

Директор МБОУ «Гимназия № 22» г. Барнаула, учитель истории и обществознания

Почему Вы выбрали именно эту профессию?

Профессию выбрал, так как с детства интересовался историей. Потом это реализовалось в осознанное поступление на истфак классического университета. Хотя тогда ещё не понимал, что у профессии существует вторая сторона, не менее важная, - уметь донести в интересной форме информацию до аудитории и вызвать как результат этого интереса встречную познавательную активность. А это всегда сложно.

Расскажите, как начинался Ваш профессиональный путь?

Профессиональный путь начинался в эпоху перемен в 80-е годы на кафедре политической истории Аграрного университета. С удовольствием вспоминаю наш маленький (8 человек) дружный коллектив. Затем была аспирантура Новосибирского университета. Время было сложное, но интересное: в исторической науке рушились догмы, вводились в оборот новые исторические факты, реальностью становилась свобода преподавания.

Что Вам нравится и что не нравится в вашей работе?

Нравится сам предмет профессиональной деятельности – история и объект педагогического воздействия – дети и общение с ними. Возможность видеть развитие ребёнка, участвовать в формировании гражданина, патриота своей страны; понимать, что и ты внёс в это определённый вклад; индивидуальная работа с детьми. Возможность быть всё время в тренде молодёжной среды.

Не нравится работа с бумагами; необходимость решать те проблемы воспитательного характера, которые должны были решить или решать родители, наделённые законодательством ответственностью за воспитание и обучение своих детей, но переложенные (частью родителей) на государство и школу.

Какими личными качествами и профессиональными навыками должен обладать профессионал в этой сфере?

Широта кругозора, общая культура, если хотите дилетантизм в хорошем смысле слова – пусть понемногу, но знать обо всём, коммуникабельность. Умение анализировать, обобщать. Наличие собственного мировоззрения, «взгляда» на прошлое в сочетании с гибкостью в мышлении и толерантностью к иной позиции.

Безусловно, необходимо знать возрастную психологию детей, основы педагогической науки, умение проникаться интересами детей на каждом данном участке времени или, иными словами, быть с ними «на одной волне». И, конечно, стараться быть в глазах учеников авторитетом, личностью, примером.

Что Вы посоветуете людям, которые собираются выбрать эту профессию?

Прежде всего, быть уверенным в двух вещах:

1) Мне интересен предмет профессиональной деятельности (история, химия, математика, обществознание и т.п.).

2) Мне интересно общение с детьми, причём на равных. Я обладаю определённой терпимостью к недостаткам, присущим человеку в детско-подростково-юношеском возрасте.


Учитель английского языка

Елена Игоревна Жилинская

"Учителю нужно просто слышать детей": барнаульский педагог Елена Жилинская

День учителя

В барнаульской 118-й школе День учителя по традиции становится днем самоуправления учащихся.

Дети отчаянно соревнуются за должности директора, завучей и классных руководителей, учатся нести ответственность за одноклассников. Настоящих педагогов встречают аплодисментами и, разумеется, дарят им праздничную программу, работа над которой сейчас вовсю кипит. Елена Жилинская, заместитель директора по воспитательной работе и учитель английского языка, говорит, что для нее цветы и поздравления пусть и приятная, но не главная часть праздника. Настоящая радость – это когда звонят или заходят бывшие выпускники, у которых сейчас все неплохо складывается, и благодарят за ценные советы.

На прошлых выходных Елена Игоревна возила свой теперь уже десятый класс на детскую базу «Уба» в районе села Нижняя Каянча в Алтайском районе.

– Это стало нашей традицией: когда я взяла их пятиклашками, мы осенью поехали в Горный знакомиться, – рассказывает педагог. – Потому что за три дня экскурсий и походов можно узнать о детях столько, сколько не узнаешь за пять лет общения в школе. Там все качества человека как на ладони! И у детей отношения налаживаются. Вот сейчас из трех девятых классов мы сформировали два десятых, и было важно, чтобы дети поскорее стали командой.

Заядлые дачники

Елена Жилинская родилась в Северске, образование получила в Томском государственном педагогическом университете и год проработала в местном лицее. А потом по семейным обстоятельствам переехала в Барнаул и с 2007 года работает в 118-й школе в поселке Новосиликатном. Причем на тот момент вакансий учителя иностранного языка в городе не было, и директор школы Алла Абросимова предложила молодому педагогу должность вожатой. Но уже через полгода Жилинская стала заместителем по воспитательной работе, появились часы английского языка. Когда через пару лет встал вопрос о возвращении в Томск, Елена Игоревна особенно не раздумывала:

– Мне всегда везло с коллективами, но такой атмосферы, которая царит в нашей школе, кажется, больше нигде нет! Администрация и учителя находятся на одной волне, и здесь можно получить горячую поддержку самой безумной и нереализуемой идеи.

Именно так в свое время и вышло с проектом детской творческой дачи клуба «Учитель года Алтая», говорит педагог. Вообще, с этим особенным сообществом Елена Жилинская познакомилась благодаря директору школы – председателю клуба бывших участников главного педагогического конкурса края. Молодая учительница сначала побывала на семинарах и мастер-классах клуба, а в 2011 году дошла до финала краевого конкурса и стала лауреатом.

В беседе с активными участниками клуба Николаем Марухиным из Косихинского района и Ириной Морозовой из Зонального родилась идея летней творческой дачи с обучающей программой, которая бы пригодилась школьникам во внеклассной работе. В 2012 году в первой десятидневной смене участвовали 36 детей из трех территорий края, а сейчас на творческую дачу приезжают уже 100 человек из шести городов и районов. И было бы гораздо больше, если бы туристическая база могла вместить всех желающих. Детей там не натаскивают по математике или химии, зато учат актерскому мастерству, ораторскому искусству, танцам и прочим творческим и коммуникативным навыкам. Каждый день под завязку наполнен экскурсиями и мероприятиями.

– Мы хотели, чтобы зажатые и стеснительные дети почувствовали уверенность в себе, – говорит Елена Жилинская. – Все их идеи принимаются на ура: хотите рисовать – вот вам все для рисования! Танцевать или петь – пожалуйста! У нас нет отрядов, потому что каждое утро эти сто человек разных возрастов и из разных районов разбиваются на новые команды. Самой младшей дачнице в этом году было четыре года, основной костяк – с пятого класса и старше. Были девчонки, которые уже окончили школу и поступили в педагогический колледж. Наши ученики понимают, что городским ребятам есть чему поучиться у сельских. Так, школьники из села Сростки показывают прекрасный пример заинтересованного отношения к истории края.

В Год культуры в рамках летней дачи прошел кинофестиваль: дети учились писать сценарии, рисовали декорации, снимали, монтировали и обрабатывали фильмы. Их получилось всего шесть, некоторые потом отправили на международный конкурс. «У нас нет запретов, и чем больше мы детям позволяем, тем ответственнее они себя ведут, не желая обманывать доверие учителей», – раскрывает секрет Елена Игоревна. К тому же сами учителя на равных со школьниками участвуют во всех событиях.

Найти своё призвание

– Интересно наблюдать, как застенчивый ребенок первые два дня присматривается к происходящему, а потом начинает участвовать во всем. В спектакле он хоть роль дерева, но сыграет! И эта школа выступлений, где все тебя хвалят и радуются твоим маленьким успехам, очень важна. Если ты умеешь общаться, перед тобой откроются все двери.

– Наверное, вы и сами в детстве были активной участницей кружков и секций? – спрашиваем педагога.

– Да, это называется «мне еще и петь охота!», – смеется Елена Жилинская. – Успела походить на балет, бальные танцы, карате, ИЗО и в театральную студию. Это переросло в вожатскую деятельность в студенческих отрядах, а потом стало частью работы. Вот и наши бывшие выпускники, которые выбрали педагогическую специальность и приходят в школу на практику, рассказывают сейчас, что им теперь тоже легко вести классные часы, не страшно общаться как с детьми, так и с учителями.

– Вы не из учительской семьи?

– Когда я поступила в университет, моя мама решила осуществить мечту детства, выучилась на психолога и пошла работать в детский сад. Сейчас жалеет, что не сделала этого раньше. Сестра удивляется: «Вы все время говорите о своей работе, это же невозможно!» Династии как таковой нет, но дедушка был учителем немецкого языка. А на выбор профессии повлиял пример моей прекрасной первой учительницы Лидии Викторовны Ханиной – всем девчонкам хотелось быть похожими на нее.

Потом я перешла в другую школу – и там мне снова попался замечательный классный руководитель. Это была учительница английского языка, которая организовала языковой класс. Мы устраивали множество мероприятий, встречались с иностранцами, праздновали Рождество, как это принято в Англии. Многие ее идеи я использовала уже в своей работе. И вот я пришла в 118-ю школу, а здесь тоже кипит интересная жизнь. Директор разрешает нам украшать окна к Новому году, а спортивный праздник «День здоровья» проводится в четыре захода, потому что стадион не вмещает всех детей с родителями и другими родственниками.

Заметим, когда-то 118-я была довольно депрессивным местом, но с приходом новой энергичной команды учителей очень изменилась. «А все почему: если мы строим снежный городок, во главе всего обязательно стоит директор с лопаткой и красками. И на субботнике директор с нами сгребает листву. Естественно, что при таком отношении все учителя, дети и родители участвуют в любых мероприятиях», – объясняет Елена Жилинская.

На вопрос, какими бы ей хотелось видеть своих выпускников, Елена Игоревна отвечает:

– Не каждый станет кандидатом наук. Вот после 9 класса один парень ушел в колледж, мечтая стать автомехаником, и я уверена, что он будет прекрасным мастером своего дела. Еще в школе много спортсменов, добивающихся высоких результатов в туризме, спортивном ориентировании. Нет, я, конечно, стараюсь, чтобы они освоили программу, но не менее важно человеческое отношение к семье, друзьям, пожилому поколению, к стране. А что касается образовательного процесса, то сейчас во главу угла ставятся так называемые универсальные учебные действия. Проще говоря, мы учим детей учиться: добывать и анализировать информацию, видеть связь между разными предметами.

А еще не бояться проявить инициативу. Елена Игоревна рассказывает, как-то дети задумались над проблемой бездомных животных. И при поддержке учителей начали помогать приюту «Ласка». Собирали корм и бинты, проводили большие благотворительные ярмарки и концерты в поддержку «бездомышей», пристраивали котов в добрые руки и шили на уроках труда попоны для больных зверей. Педагог резюмирует: «Учителю нужно просто слышать детей и идти за ними. И когда ребята понимают, что могут что-то изменить, воспитательный эффект получается невероятный!»

«Алтайская правда», октябрь, 2015 г. Фото Е.Налимов