Участниками акции службы занятости «5-я трудовая» ежегодно становятся тысячи подростков по всему краю. Мотивация для трудоустройства у старшеклассников самая разнообразная: зарабатывать, общаться, пробовать себя в чем-то новом, занять свободное время полезным делом. О своем участии в «5-й трудовой» и причинах поработать в свободное от учебы время рассказали несколько теперь уже бывших учащихся из Косихинского района.


Пойду в педагогический!


Совсем свежи еще в памяти вчерашней одиннадцатиклассницы Анны Барт судьбоносные события – выпускные экзамены, получения аттестата, выпускной бал. И если из чьей-то жизни эти вехи способны вытеснить все остальное, то трудолюбивая и целеустремленная Аня сумела совместить все это с работой. По направлению центра занятости населения в июне Анна Барт была трудоустроена в родную школу.



- Я была вожатой в пришкольном лагере, - рассказывает Анна, - помогала педагогам: рисовали с малышами, проводили различные игры, делали аппликации.

По словам выпускницы, пусть эта вожатская работа и была под руководством профессиональных педагогов, но и она дала неоценимый опыт. Улыбаясь, Анна рассказывает, что появились у нее даже собственные приемы в общении с детьми.

Нынешняя запись в трудовой А.Барт уже не первая. Она неоднократно становилась участницей «5-й трудовой», причем преимущественно в роли вожатого.

- Только один раз, это было самое первое трудоустройство, - вспоминает выпускница, - нас направили к бабушке: где-то огород прополоть, помочь по дому, убрать, сходить за продуктами. Но потом я попросилась работать в пришкольный лагерь – с малышами. И с каждым годом понимала, что это непростая работа, но она мне очень нравится.

Примерив неоднократно на себя роль педагога, Анна поняла, что ее будущая профессия будет связана с работой с детьми. Получив аттестат, девушка подала документы в педагогический вуз, решив стать учителем начальных классов.

- Мне кажется, - говорит Анна, - что у меня получится. Я с удовольствием занимаюсь с малышами, мне это интересно, нравится. Да и дети ко мне тянутся.

Участие в «5-й трудовой» не только помогло школьнице в выборе профессии, но позволило приобрести другой немаловажный жизненный опыт:

- Первую зарплату я потратила очень быстро, - рассказывает собеседница. – Но потом уже старалась быть более экономной, ведь заработать – это намного труднее и дольше, чем потратить.

Будущий инженер

Максим Костенков трудотрядовцем становился шесть раз. Говорит, что желание поучаствовать в «5-й трудовой» изъявил сразу же, как только появилась такая возможность – исполнилось 14 лет. За помощью в трудоустройстве обратился в центр занятости населения и в июне этого года, невзирая на горячую экзаменационную пору.



- Если захотеть, то можно успеть все, - уже по-взрослому рассудителен и взвешен в словах и поступках Максим. - И экзамены сдать, с друзьями пообщаться, погулять…

Хотя по словам вчерашнего одиннадцатиклассника, львиную долю свободного времени он посвящает технике. Любимые физику и математику выпускник изучал не только по учебникам и в рамках подготовки к ЕГЭ, но и на собственном мотоцикле. И уже давно принял решение профессиональное будущее связать с какой-либо инженерной специальностью. Поэтому подал документы в политехнический вуз.

- Технарям легче найти работу, - уверен выпускник, тщательно изучавший перспективы рынка труда, в том числе с помощью полученной от специалистов ЦЗН информации, - можно рассчитывать на более высокую заработную плату. Мне бы, например, хотелось, чтобы работа и, соответственно, зарплата позволили обеспечить достойный уровень жизни.

По признанию Максима, приоритет, отданный техническому направлению, никак не означает, что ему не нравились гуманитарные науки. Он считает важной самореализацию и в этом качестве, причем не обязательно связанную с профессиональной деятельностью.

- Возможностей разных много принести пользу обществу, поучаствовать в каких-то социальных проектах, - говорит М.Костенков. – Мне, например, приходилось неоднократно помогать в подготовке Рождественских чтений. Нас привлекали как участников «5-й трудовой». Но я и мои одноклассники помогали готовить это мероприятие, принимать гостей, не столько даже потому, что это было частью обязанностей по трудовому договору, нам платили за это заработную плату. Важно было проявить гостеприимство, чтобы все, кто пришел и приехал на праздник, ушли с хорошим настроением, прекрасными впечатлениями.

Заканчивая выпускной класс и в шестой раз подписывая срочный трудовой договор в рамках «5-й трудовой», Максим Костенко в каких-то дополнительных разъяснениях по поводу трудоустройства по направлению ЦЗН не нуждался. Знал, что оплата труда складывается из собственно заработной платы и доплаты со стороны центра занятости населения, знал, что обязательным является медосмотр, проведение инструктажей. Примерно представлял и объем предстоящей работы.

- В основном мы работали на пришкольном участке, - рассказывает Максим об обязанностях трудотрядовцев. Нередко помогали в ремонтах – что-то унести, принести, выкопать яму. Конечно, работа несложная, но и к ней нужен навык, который и дома потом пригодится.

Хорошо сдать экзамены

Марина Третьякова решила поступить в классический университет, выбрала факультет архитектуры. Поэтому опасаясь не выдержать серьезный конкурс, в выпускном классе полностью сосредоточилась на учебе и экзаменационных испытаниях. Этим летом девушка решила не участвовать в «5-й трудовой», как она обычно делала на летних каникулах, начиная с 9-го класса.

- Это очень хорошо, что школьникам дают такую возможность, - уверена Марина. – От каникул ты отрываешь часа два, но зато можешь заработать собственные деньги. Уже у родителей меньше надо просить на какие-то свои интересы.



По словам М.Третьяковой, никаких сложных или невыполнимых поручений во время такого трудоустройства они не получали. Трудились на пришкольном участке – прополка, полив уборка мусора. Особенно девушке понравилось то, что трудотрядовцев направляли для помощи пожилым людям. В таком случае обычная, самая рутинная помощь по дому или в огороде давала особые эмоции.

- Бабушки нас очень благодарили, - говорит Марина, - где-то что-то подсказывали, как сделать. Иногда просто о себе рассказывали. Тоже было интересно послушать, такие судьбы разные, столько пережито было ветеранами.