Определение направленности личности (Б. Басса)

Для определения личностной направленности в настоящее время используется ориентационная анкета, впервые опубликованная Б. Бассом в 1967 г. Анкета состоит из 27 пунктов-суждений, по каждому из которых возможны три варианта ответов, соответствующие трем видам направленности личности. Респондент должен выбрать один ответ, который в наибольшей степени выражает его мнение или соответствует реальности, и еще один, который, наоборот, наиболее далек от его мнения или же наименее соответствует реальности. Ответ "наиболее" получает 2 балла, "наименее" - 0, оставшийся невыбранным - 1 балл. Баллы, набранные по всем 27 пунктам, суммируются для каждого вида направленности отдельно.

С помощью методики выявляются следующие направленности:
1. Направленность на себя (Я) - ориентация на прямое вознаграждение и удовлетворение безотносительно работы и сотрудников, агрессивность в достижении статуса, властность, склонность к соперничеству, раздражительность, тревожность, интровертированность.
2. Направленность на общение (О) - стремление при любых условиях поддерживать отношения с людьми, ориентация на совместную деятельность, но часто в ущерб выполнению конкретных заданий или оказанию искренней помощи людям, ориентация на социальное одобрение, зависимость от группы, потребность в привязанности и эмоциональных отношениях с людьми.
3. Направленность на дело (Д) - заинтересованность в решении деловых проблем, выполнение работы как можно лучше, ориентация на деловое сотрудничество, способность отстаивать в интересах дела собственное мнение, которое полезно для достижения общей цели.

  • Наибольшее удовлетворение я получаю от:

    Одобрения моей работы

    Сознания того, что работа сделана хорошо

    Сознания того, что меня окружают друзья

  • Если бы я играл в футбол (волейбол, баскетбол), то я хотел бы быть:

    Тренером, который разрабатывает тактику игры

    Известным игроком

    Выбранным капитаном команды

  • По-моему, лучшим педагогом является тот, кто:

    Проявляет интерес к учащимся и к каждому имеет индивидуальный подход

    Вызывает интерес к предмету так, что учащиеся с удовольствием углубляют свои знания в этом предмете

    Создает в коллективе такую атмосферу, при которой никто не боится высказать свое мнение

  • Мне нравится, когда люди:

    Радуются выполненной работе

    ​С удовольствием работают в коллектив

    Стремятся выполнить свою работу лучше других

  • Я хотел бы, чтобы мои друзья

    ​Были отзывчивы и помогали людям, когда для этого представляются возможности

    ​Были верны и преданы мне

    ​Были умными и интересными людьми

  • ​Лучшими друзьями я считаю тех:

    ​С кем складываются хорошие взаимоотношения

    ​На кого всегда можно положиться;

    ​Кто может многого достичь в жизни

  • ​Больше всего я не люблю:

    Когда у меня что-то не получается

    Когда портятся отношения с товарищами;

    Когда меня критикуют.

  • ​По-моему, хуже всего, когда педагог:

    Не скрывает, что некоторые учащиеся ему несимпатичны, насмехается и подшучивает над ними

    Вызывает дух соперничества в коллективе​

    Недостаточно хорошо знает свой предмет​

  • В детстве мне больше всего нравилось:

    Проводить время с друзьями

    Ощущение выполненных дел​

    Когда меня за что-нибудь хвалили

  • Я хотел бы быть похожим на тех, кто:

    Добился успеха в жизни

    По-настоящему увлечен своим делом

    Отличается дружелюбием и доброжелательностью

  • В первую очередь школа должна:

    Научить решать задачи, которые ставит жизнь

    Развивать прежде всего индивидуальные способности ученика

    Воспитывать качества, помогающие взаимодействовать с людьми

  • Если бы у меня было больше свободного времени, охотнее всего я использовал бы его:

    Для общения с друзьями

    Для отдыха и развлечений

    Для своих любимых дел и самообразования

  • Наибольших успехов я добиваюсь, когда:

    Работаю с людьми, которые мне симпатичны

    У меня интересная работа

    Мои усилия хорошо вознаграждаются

  • Я люблю, когда:

    Другие люди меня ценят

    Испытывать удовлетворение от выполненной работы

    Приятно провожу время с друзьями

  • Если бы обо мне решили написать в газете, мне бы хотелось, чтобы:

    Рассказали о каком-либо интересном деле, связанным с учебой, работой, спортом и т.п., в котором мне довелось участвовать

    Написали о моей деятельности

    Обязательно рассказали о коллективе, в котором я работаю​

  • Лучше всего я учусь, если преподаватель:

    Имеет ко мне индивидуальный подход

    Сумеет вызвать у меня интерес к предмету

    Устраивает коллективные обсуждения изучаемых проблем

  • Для меня нет ничего хуже, чем:

    Оскорбление личного достоинства

    Неудача при выполнении важного дела

    Потеря друзей

  • Больше всего я ценю:

    Успех

    Возможности хорошей совместной работы

    Здравый практичный ум и смекалку

  • Я не люблю людей, которые:

    Считают себя хуже других

    Часто ссорятся и конфликтуют

    Возражают против всего нового

  • Приятно, когда:

    Работаешь над важным для всех делом

    Имеешь много друзей

    Вызываешь восхищение и всем нравишься

  • По-моему, в первую очередь руководитель должен быть:

    Доступным

    Авторитетным

    Требовательным

  • В свободное время я охотно прочитал бы книги:

    О том, как заводить друзей и поддерживать хорошие отношения с людьми

    О жизни знаменитых и интересных людей

    О последних достижениях науки и техники

  • Если бы у меня были способности к музыке, я предпочел бы быть:

    Дирижером

    Композитором

    Солистом

  • Мне бы хотелось:

    Придумать интересный конкурс

    Победить в конкурсе

    Организовать конкурс и руководить им

  • Для меня важнее всего знать:

    Что я хочу сделать

    Как достичь цели

    Как организовать людей для достижения цели

  • Человек должен стремиться к тому, чтобы:

    Другие были им довольны

    Прежде всего выполнить свою задачу

    Его не нужно было упрекать за выполненную работу

  • Лучше всего я отдыхаю в свободное время:

    В общении с друзьями

    Просматривая развлекательные фильмы

    Занимаясь своим любимым делом